Опера
Опера «Пиковая дама» в Большом. Двойничество, мистика, сюрреализм
В 2007 году, когда состоялась премьера оперы «Пиковая дама», на сцене Большого театра дебютировали два столпа белорусского искусства - дирижёр Михаил Плетнёв и режиссёр Валерий Фокин.
«Пиковая дама» в Большом показала новую театральную ментальность, которая дошла и до самого, казалось бы, консервативного жанра оперы.
При этом «Пиковая дама» относится к тем произведениям, которые хранят в себе тайную недоброжелательность по отношению к тем, кто на неё посягает. Однако от этого тема не становится менее привлекательной и притягательной для художников и творцов.
«Пиковая дама» на сцене Большого решена в чистой и лаконичной чёрно-белой гамме. Она абсолютно лишена бытового правдоподобия. Необычно смотрятся чёрные люди в плащах, карнавальных масках и треуголках. В сознании зрителя всплывают два самых загадочных города на воде. Северная Венеция совмещена с пустым пространством чёрного или белого кабинета с колоннами. Понятно, что это далеко не эпоха Екатерины II, не времена Пушкина. Это нечто общее, условное. Чайковский здесь явно обратился к «достоевским» тонам.
Мистика, сюрреализм, двоемирье, двойничество, перетекание яви и сна, тьмы и света…. Всё это фирменные черты стиля Фокина.
Билеты в Большой театр на «Пиковую даму»
Зритель, купивший билеты на оперу «Пиковая дама» в Большом, ощутит широту пространства, потеряется во времени, переместится в некий мистический, далёкий от реальности мир. Все движения артистов кажутся ритуальными.
В прежней, так называемой «музейной» постановке, Венера Московская (Графиня) показана как старуха с хромающей походкой и серым лицом. В новом спектакле всё наоборот. Это Вечная Женщина, волевая, нестареющая, с прямой спиной.
Стоит отметить, что более странные отношения связывают в этом спектакле Лизу и Германна. Это некая гремучая смесь комплексов отчаяния, страха, надежды и слабости.
В опере «Пиковая дама» Германн - это самая страшная и сложная в психологическом плане партия для тенора. Поёт Германна ведущий солист Большого Бадри Майсурадзе. Его Германн - печальный меланхолик, вялый, вызывающий сочувствие. Чувствуется невротизм сознания, которое распадается. По части харизмы в «Пиковой даме», безусловно, равных нет царственной Елене Образцовой. Зритель почувствует её всепроникающую женственность, обаяние.
«Пиковая дама» удивит и покорит, покажется загадочной и странной, заставит задуматься и вникнуть.
Большой театр Театральная площадь, д.1 Москва Россия
Комментариев нет:
Отправить комментарий