Mobile-review.com Планшет Microsoft Surface – новые правила игры на рынке


Планшет Microsoft Surface – новые правила игры на рынке


В Microsoft подступались к теме планшетов неоднократно, достаточно вспомнить, что именно эта компания создала первые планшеты с помощью своих партнеров, до появления iPad таких моделей было больше сотни. Компания адаптировала версию Windows XP для планшетов, но успеха это не принесло. Основной недостаток таких устройств был очевиден – в Microsoft шли от потребностей рынка ноутбуков и настольных компьютеров. Назвать планшетом ноутбук, от которого оторвали клавиатуру и добавили сенсорный экран, было можно. Но назвать его мобильным было значительно сложнее. Очевидными недостатками были малое время работы, наличие вентилятора и нагрев корпуса. Это вытекало из использования x86 архитектуры. Достаточно взглянуть на продажи планшетов в 2011 году, чтобы увидеть, что Windows-планшеты не преуспели на этом рынке. Они проходят по категории «другие», причем там присутствовал в 2011 году и WebOS, который за счет распродажи стал популярным.


Понятно, что к любым прогнозам исследовательских компаний надо относиться с долей скепсиса, они отображают не реальность будущего, а только предсказание. И возможно, что если MS Surface взлетит, то этот график кардинально изменится. В большей мере такие прогнозы отражают чаяния рынка, его ожидания. Большинство считает, что Android повторит историю со смартфонами и будет отъедать рынок у iOS. Это самый вероятный сценарий. Но других игроков в расчет не принимают, не считают, что они способны составить конкуренцию iOS или Android. Так есть ли место для еще одной экосистемы?


Windows как мобильная операционная система – новая реинкарнация ОС


Во время презентации планшета Surface Стив Балмер отметил, что Windows 8 - это не просто очередная версия ОС, а попытка создать принципиально новую ОС для мобильных устройств. Создать задел на будущее. В этих словах скрывается очень многое, например, то, что планшеты отъедают продажи обычных ПК и ноутбуков, то есть напрямую влияют на рынок Windows, сокращая его. Эта угроза была понятна давно, и в Microsoft пытались ответить на нее, используя стандартные приемы – например, незадолго до объявления iPad объявили свой проект Slate, который так и не стал популярным. Причины описаны выше.


Стратегия Microsoft в последнее десятилетие - это оборона достигнутого, защита того, что компания накопила в предыдущие периоды. В первую очередь, защита операционной системы, MS Office и наработок для корпоративного сегмента. Игровые приставки, а также неожиданно появившийся Kinect - это ровно та же стратегия. Развитие игровых приставок Sony, Nintendo угрожало рынку игр для ПК. Под влиянием внешних факторов Microsoft пошел на рынок игровых приставок и в итоге получил Kinect, который я считаю крайне перспективной платформой, которая может существовать и в отрыве от игровой приставки Xbox. Но определенная пассивность в действиях компании присутствует, и ровно то же мы видим на рынке планшетов. Это ответ под воздействием конкурентов, которые выходят в новую нишу и пытаются обойти Microsoft по дуге. То, что стратегия Microsoft выигрышна, доказывает тот факт, что Apple за долгие годы не смогла кардинально изменить расстановку сил на рынке ОС, ее MacOS остается достаточно нишевым предложением.


Задача Windows и Microsoft - закрепиться в мобильном пространстве, причем эта задача выглядит шире, чем просто выпустить планшет или целое семейство продуктов. Здесь важна экосистема, в которую входят телефоны, планшеты, а также операционная система и сервисы. У Microsoft все отлично обстоит в области ОС, а также прикладных программ для настольных ПК и ноутбуков, но в мобильном пространстве использование тех же программ затруднено (производительность иная, время работы и так далее). В компании понимают, что этот посыл – запуск настольных приложений в мобильном устройстве - неверен. В частности, специально для этого появляется версия Windows 8 под названием Windows RT, она предназначена для ARM-устройств. Учитывая, что в Windows 8 новый интерфейс, то для него требуется переписывать существующие программы, для RT это усиливается тем, что помимо интерфейса, система обладает совсем иной производительностью. Лично я не вижу в этом никакой проблемы, так как большинство известных программ и их производителей поддерживаются Microsoft, и к моменту появления Windows RT, этот софт будет доступен. Остается открытым вопрос, будет ли одна лицензия на версию для планшета и ноутбука, или это будет смешанная лицензия (скидка на покупку второй программы). Но это уже детали, которые мы узнаем незадолго до начала продаж.


Объявляя свой планшет, в Microsoft явным образом хотели обогнать Google с анонсом Nexus. Многие отчего-то посчитали, что для компании в этом анонсе основным продуктом является сам планшет. Это не так. Основным продуктом в анонсе Microsoft Surface является Windows RT .


Мнимое противоречие разглядело большинство комментаторов – компания начинает конкурировать с собственными партнерами, теми, кто производит ноутбуки и планшеты на Windows. Об этом уже сказали достаточно много, но конкуренция между Microsoft и другими производителями железа исключительно мнимая. Впрочем, также как и планшет Google Nexus, по большому счету, не является конкурентом всем другим производителям. Обе компании создают эти устройства не для того, чтобы скопировать путь Apple, это не нужно, да и невозможно.


Довод тех, кто ратует за версию конкуренции, прост. Стоимость лицензии на Windows RT для партнера составляет 85 долларов. Это означает, что по умолчанию любой планшет от Microsoft будет дешевле, его себестоимость будет ниже на стоимость той самой лицензии. С точки зрения здравого смысла, наверное, всем производителям надо отказаться от производства таких планшетов, так как они не смогут конкурировать по цене с Microsoft. Неужели получается, что Microsoft стреляет себе в ногу? Нет, нет и снова нет. К сожалению, рассуждения общего порядка здесь не действуют, так как рассуждающие бесконечно далеки от этого рынка и его понимания.


Итак, первое, что играет роль – это имя производителя и совокупные характеристики устройства, а также его цена. Начнем с простого. На свете множество людей, кто предпочитает покупать Apple, но не любит Microsoft и vice versa. Есть поклонники марки Asus, Acer, Samsung. И они по умолчанию ориентируются на продукты этих компаний. Поэтому любая компания, которая производит устройство на Windows RT, получит свой небольшой кусочек этого рынка (долю в штучных продажах). В плане маржи, конечно же, Microsoft заработает больше, если кто-то захочет выпустить ровно такой же планшет, как Microsoft Surface. Но простите, почему человек или компания должны быть ограничены выбором только одного планшета? В ДНК Microsoft предлагать множество вариантов устройств и их конфигураций на своих ОС. Это делают партнеры компании, и в этом их сила. Даже тот момент, что изначально доступна обычная и PRO-версия, говорит в пользу большего видового многообразия. Нам показали только первые устройства на Windows RT, но отнюдь не последние. Более того, таких устройств только в этом году будет почти десяток, а в следующем несколько десятков от разных компаний, включая Microsoft.


Те, кто ратует за то, что Microsoft вступил в конкуренцию с собственными партнерами, пытается втиснуть стратегию этой компании в прокрустово ложе идеологии Apple – один основной продукт, он же локомотив, который создает продажи. В Microsoft стратегия совсем иная, такая же, как у Google с Android. Множество разных устройств, отличающихся по форм-фактору, цене, позиционированию – на разный вкус и кошелек. В случае Apple вы можете купить одно или два устройства, цена на них достаточно стабильна. Но потратить меньше денег невозможно, либо у вас есть 500 долларов на новый iPad в минимальной конфигурации, либо их нет. В мире Google и Microsoft таких устройств десятки, цена каждого не фиксирована, как и прибыль его производителя. Начнем с того, что для Windows RT и первой волны запуска в октябре выбрано три партнера – Texas Instruments, NVIDIA и Qualcomm. У каждого, в свою очередь, два партнера-производителя, каждый из которых предлагает один форм-фактор на Windows RT, и они не пересекаются с другими. Например, в Asus покажут вариант Asus Transformer Prime (отстегивающаяся аппаратная клавиатура) на Windows RT. Столь жесткие ограничения наложены со стороны Microsoft, компания хочет показать разнообразные продукты и продемонстрировать с первых дней продаж Windows RT, что это не одно устройство, а целая вселенная устройств. В корне отличный от Apple подход. И в перспективе он выигрышный, что и доказывают продажи Android-смартфонов.


Надеюсь, что после прочтения этого объяснения вы не будете тиражировать заблуждение о том, что Microsoft, выпуская планшет, планирует конкурировать с собственными производителями. Это не так. О технических характеристиках Surface мы еще поговорим, но хочу отметить, что это своего рода минимальная конфигурация планшета, возможно, что будут и более дешевые устройства, но здесь компания показала минимум. Правильно считать и трактовать Microsoft Surface как референсное устройство. Впрочем, таковым является и Google Nexus.


Продажи устройства как метрика его успешности – еще одно заблуждение


Я не уверен, сделали это в Microsoft осознанно, или так получилось, но компания совсем не разъяснила роль Microsoft Surface. Выше я говорил о том, что это референсное устройство, но для кого оно выпускается? Для конечных потребителей? Очевидный ответ – да. Он же ошибочный.


Безусловно, все коммуникации сегодня направлены на потребителей. Безусловно, что каждая региональная штаб-квартира получит планы по продажам Microsoft Surface (планы весьма не амбициозные и скромные). И будет продавать это устройство. Но нас не должны эти действия вводить в заблуждение. Это устройство для продажи Windows RT. Это устройство для популяризации Windows RT . Ни больше, ни меньше.


Несмотря на то, что во время презентации показали ролик о том, что у Microsoft есть аппаратные разработки – мышь, клавиатура, XBOX, Kinect, меня они ни в чем не убедили. Это скорее ролик для отвода глаз, чем для демонстрации серьезности намерений относительно конкретного продукта. Компания Microsoft всегда продавала программное обеспечение и была сильна в этом. В 2012 году компания делает очень смелый шаг - делит линейку своих операционных систем на мобильную версию (RT для ARM) и обычную (Windows 8). В истории компании никогда не было такого разделения – считать таковым версии Windows для рабочих групп или для разных сред нельзя. В основе своей это была та же Windows, работающая на архитектуре x86. С появлением Windows RT количество архитектур возрастает – к x86 добавляется ARM. Так вот, Windows 8 и ее продажи направлены на уже сформированный рынок, который есть у Microsoft и на котором компания доминирует . В то время как Windows RT - принципиально новый продукт, который начинает продаваться в еще не существующей для Microsoft нише . И это рынок не только планшетов, но и огромного числа других устройств, в том числе навигаторов в автомобилях, настольных компьютеров all-in-one и так далее. Безусловно, часть этого рынка будет отнята у существующих версий Windows, но его львиная доля для Microsoft просто не существует сегодня. В этой парадигме Windows RT - более дешевый и массовый продукт, который ориентирован на новые сегменты рынка. Не исключая, что со временем он обгонит по продажам Windows 8, и это может произойти намного быстрее, чем мы ожидаем.


Что для Microsoft важнее – продажи MS Surface или продажи Windows RT? Думаю, что ответ очевиден – продажи собственной ОС. Ее распространение, так как это среда для программ и сервисов от Microsoft. Поэтому подходить к оценке успешности MS Surface, исходя из штучных продаж, нельзя. Этот продукт может совсем не продаваться, но он уже будет выполнять свою роль. Это продукт для демонстрации возможностей Windows RT и ясный сигнал партнерам – мы настроены серьезно и собираемся активно продвигать эту ОС, это не игрушка. К слову сказать, сигнал воспринят практически всеми OEM-производителями, в 2013 году во второй волне запуска Windows RT устройств мы будем наблюдать формальное безумие – десятки моделей на любой вкус и кошелек.


Ни один производитель программного обеспечения не может в полной мере контролировать своих партнеров, выпускающих железо. Отсюда вытекает невозможность сохранения в секрете многих аспектов софта плюс невозможность проведения маркетинговых акций. С этим за пять лет намучился Google в Android и пришел ровно к тому же решению – создавать как бы «собственные» устройства Nexus, на которых показывать преимущества новых версий ОС. Основная маркетинговая активность направлена на устройство, в котором стоит новая версия. При этом никому не обидно и никакой конкуренции с другими компаниями просто нет. Она есть в головах у тех, кто пишет об этом в разных изданиях, но это заблуждение, и только.


Поэтому запомните – продажи MS Surface не играют никакой роли, это устройство для демонстрации Windows RT, и со своей задачей этот продукт уже справился.


Технические характеристики MS Surface – что такое PRO версия


В компании использовали имя Surface, под ним известен сенсорный стол от Microsoft. Последний переименовали сразу после запуска планшета, теперь он называется (или технология такого умного стола, тут нет ясности) – PixelSense. В Pro версии планшета Surface используется архитектура x86 от Intel, фактически, это продолжение планшетов на Windows 7 – обновились аппаратные характеристики, но и только. Очевидным образом эти Pro планшеты будут выступать конкурентами для ультрабуков, но никак не обычных планшетов (Android или iPad, не так уж важно). Мне это направление не очень интересно, так как оно доказало уже свою несостоятельность. Мало кто заинтересован в тяжелом, большом планшете, который отличается от компьютера только отсутствием клавиатуры. При наличии ультрабуков это направление выглядит не слишком многообещающим. В Microsoft, судя по всему, это осознают, поэтому позиционируют подобные решения на тот сегмент, где выбирают устройство не люди, а компании – корпоративный сегмент. Для него действительно цена адаптации программного обеспечения играет роль (для RT придется его сильно переписывать, что равнозначно созданию с нуля), а больший вес и меньшее время работы не играют такой огромной роли. Важнее совместимость с существующими корпоративными сетями и софтом в них. Внутри Pro-версии - полноценный Windows 8, а также полная версия обычного MS Office. В то время как в просто Surface стоит Windows RT, а также версия MS Office для RT (она несколько проще, хотя я не пользуюсь всем богатством того же MS Word, и мало кто это делает). Важно, что лицензия на MS Office для RT на Surface - это Home and Students. Фактически, это ставит крест на корпоративном использовании данных планшетов, дешевле купить Pro-версию (учитывая корпоративные скидки, обслуживание и так далее). Исходя из этого, оценивать планшеты Surface Pro как нечто задуманное для массового рынка, не стоит. Безусловно, они будут в продаже, кто-то купит их. Но считать, что это будет очень большой кусок рынка, нельзя. Как я говорил выше, Windows 8 направлена на сохранение текущих продаж и текущих сегментов рынка. Ровно с той же целью появилась версия планшетов Surface Pro. В Microsoft могут себе позволить не забрасывать ее с появлением ARM-устройств.


Давайте взглянем на принципиально новые устройства на Windows RT на примере MS Surface (у меня не было возможности поиграть с этим планшетом, о нем никто до презентации практически не знал, но я около недели работал с его еще не объявленным аналогом – думаю, впечатления будут схожими, тут играет роль ОС).


Комментариев нет:

Отправить комментарий