Погода в Омске
Рейтинг пользователей: / 18
СИНИЙ ЦВЕТ ( др.русск. синь; др.инд. cyamas — "черный, темный"; финск. sini — "синий"; родственно — "сиять, си?вый" ) — один из семи основных тонов спектра . или хроматического ряда.
Синий — один из самых любимых цветов в искусстве . отличается многообразной символикой . Это цвет неба, небесной лазури. В отличие от голубого синий тон обладает предельной насыщенностью и пространственностью ( глубиной ). Поэтому созерцание синего в вышине неба рождает необычайные ощущения. Живописец П. Сезанн говорил, что синий цвет " создает вибрацию ". Относительно музыкальной шкалы тонов синий обычно сопоставляют с нотой " ля ". а в каббалистике — со звуком, который дает буква " у " ( долгое ).
Наиболее полно символика синего проявилась в конце XIX — начале XX в. в поэзии и живописи. Синий . как и фиолетовый, — цвет романтиков . влюбленных в неведомое. Это цвет таинственной "Души мира" .
СИНИЕ КРАСКИ
Наиболее распространенная синяя краска. которую использовали еще в античности . — медный купорос ( франц. couperose, из ср.-лат. cupri-rosa — "медная роза" ), кристаллогидрат сернокислой соли меди . Растворением меди в серной кислоте или обжигом медного колчедана и медной руды можно получить кристаллы синего цвета .
Известна также " сирийская краска ", синь . на Руси — сини?ло . или лазорь. Эту синюю краску называли также " кру?тик " ( вероятно, искаженное "индыкъ", от лат. indicum — "индийский" ). Привозную краску "индиго" на Руси заменяли местной, которую приготавливали из отвара листьев растения "вайды". Крутик, или синило . использовали в иконописи . фреске . книжной миниатюре ( еще одно название этой краски — фарбовник ), а также для крашения тканей. В старину синие краски не отделяли от голубых. Самым дорогим из темно-синих пигментов был ультрамарин ( соединения серы ). Его привозили в Европу из Азии . главным образом через Венецию, эта краска чаще всего встречается в живописи художников венецианской школы XV—XVI вв. Дорогой ультрамарин стремились заменить пигментом на основе кобальтового стекла, соединением глинозема с закисью кобальта ( темный кобальт ) или искусственным ультрамарином ( обжигом без доступа воздуха смеси из каолина . глауберовой соли, соды, серы и угля ).
В начале XIX в. в результате Наполеоновских войн в Европу прекратилось поступление краски " индиго " из Индии . Тогда изобрели синтетическую синюю краску. которую назвали " французской пастелью ". Отчасти этой причиной объясняется распространенность в произведениях искусства французского стиля Ампир ( прежде всего в красочных тканях ) интенсивного темно-синего цвета .
АЗУР, АЗУРИТ ( через польск. lazur от итал. azurro, франц. azur ) — " медная лазурь ", минерал синего цвета. карбонат меди . Иногда встречается в виде кристаллов. Его землистый агрегат ярко-голубой окраски с древности использовался в качестве минерального красителя . В античности его называли киан ( синь ) либо " скифский киан ", " кипрский киан " — по месту добычи. Азурит известен также под названиями " медная синь " или " горная лазурь ".
АРМЕ?НИУМ, "АРМЯ?НСКАЯ КРАСКА" ( лат. armenium, armeniacum — "армянская" ) — под этим названием в античности было известно как минимум два разных красителя . Первый — ультрамарин ( краска ярко-синего цвета ), добываемый из минерала лазурита . или ляпис-лазури, другое название " армянский камень ". Возможно, это — азурит ( карбонат меди ). Иногда " армянский камень " неверно отождествляют с болюсом, цветной глиной других оттенков. Ляпис-лазурь в Армении не добывали, но привозили из Скифии ( "скифский киан" ), а через Армению краску доставляли в Грецию и Рим . отсюда и происходит ее латинское название " армениум ". Другая " армянская краска " — то же, что сандик, смесь окиси свинца и окиси железа ярко-красного цвета. Добывалась в рудниках Армении, отсюда, по сообщению Страбона, ее название. Позднее название краски связывалось с кармином , красителем. получаемым из кошенили или корня морены, а потом и вообще любой красной краски . Краситель из кошенили добывали и в Араратской долине у берегов Аракса. Отсюда армянское название: " вортан кармир " ( "червячок красный") .
АТРАМЕНТ ( лат. atramentum от ater — "черный" ) — черная краска . чернила. В античности — черная краска. получаемая из медного купороса. Но, возможно, этим словом называли и другие лессировочные краски. Так, по Витрувию, " индийский атрамент " — это синяя краска . то же, что " индийская лазурь ", позднее ее стали называть индиго . У древних греков похожая краска — халкант ( греч. chalkanthos — "цветок меди" ), поскольку она представляет собой смесь медного купороса ( вещества ярко-синего цвета ) и железного купороса ( зеленого цвета ) — вместе с дубильной кислотой она дает глубокий черный цвет. Другое название такого " атрамента " — мелантерия ( от греч. melas — "черный" ).
ИНДИГО ( исп. Indigo, от лат. Indicum — "индийский" ) — краситель интенсивного синего цвета . который привозили в Средние века из Индии, отсюда название. Добывался из листьев тропического растения " индигоноски красильной " ( лат. Indigofera tinctoria ). Краска местного производства из растения " синильник " ( лат. Isatis tinctoria ), которое в I—IV вв. разводили в Фаюмском оазисе, была известна и в Египте . Это растение распространено также в Восточном Средиземноморье, Малой Азии, на Кавказе. В Средневековье культивировалось во Франции и Германии. Отсюда немецкое название " вайда " ( Waid ). В античной живописи. вероятно, чаще использовали привозную краску из Индии. Отсюда названия: " индийский атрамент ", " индийская лазурь ". По сообщению Витрувия, индийскую краску достать было трудно, поэтому пользовались и своей ( "синильником", или вайдой ). Натуральный индиго — темно-синий краситель почти черного цвета . В смеси со свинцовыми белилами дает голубой цвет . с желтой краской — зеленый . Индиго не светостоек . поэтому чаще используется в смесях и в качестве цветной подкладки — рефти — под синий ультрамарин . В Индии краситель " индиго " применяли для окрашивания тканей ; смешивая с кошенилью . получали насыщенный пурпурный цвет . С XVI в. пигмент " индиго " использовали в живописи маслом . но, выцветая или зеленея со временем, этот краситель навредил многим картинам . С XVII в. в Европу привозили аналогичную краску из Америки ( лат. Indigofera argentea ). Немецкую " вайду " именовали также " немецкое индиго ", или фарбовником . В России — синило, синь — называли кубовой краской ( так как использовали для крашения тканей ). В начале XIX в. во время наполеоновских войн из-за военных столкновений Англии и Франции поступление краски из Индии прекратилось, тогда же был создан новый краситель — " французская пастель ". В акварельной живописи краска индиго несколько прочнее, чем в масляной, но также неустойчива в смесях. В 1897 г. во Франции получен искусственный, синтетический краситель " индиго ". Еще одно название искусственной синей краски — лавра ( из порт. lavoura — "пахота, обработка, переработка" ).
КИА?Н ( греч. kyanos, лат. cyanus — "синь" ) — в античности — название различных красителей и материалов ярко-синего и темно-синего ( в отличие от лазури ) цветов . По легенде, название происходит от имени юноши, который был влюблен в цветок синей окраски ( лат. Centaurea cyanus) и сплетал из таких цветков венки . " Египетский киан " — наиболее интенсивная синяя краска. синяя фритта ( соединение кремнезема, меди и кальция ). Ее приготовляли прокаливанием медной руды, малахита . Из тонко размолотой с водой фритты получали пластичную массу, из которой формовали бусы, амулеты, печати. Затем эти изделия вновь подвергали обжигу. Некоторые специалисты отождествляют " египетский киан " с "египетским фаянсом" . До появления этой краски в эпоху IV династии ( ок. 2600 г. до н. э. ) египтяне пользовались толченым азуритом , минералом синего цвета, который добывали на Синае . " Скифский киан ", по одной версии, является азуритом, по другой — лазуритом . или ляпис-лазурью. Месторождения того и другого минерала имеются на Кипре . отсюда еще одно название — " кипрский киан ".
КО?БАЛЬТ, КОБО?ЛЬДЫ ( нем. Kobold — "дух пещеры, гном, мешающий работать горнякам" ). Кобальт — металл . окислы которого имеют яркий синий цвет . Название дано в 1735 г. шведским химиком Г. Брандом, которому удалось выделить металл из руды в чистом виде. За свое " упрямство " и " коварство " он назван именем злого духа Кобольда, известного по древним скандинавским сагам. Окись кобальта — единственная минеральная краска . выдерживающая высокую температуру ( до 1400°С ) и при этом не меняющая свой цвет. Эта способность объясняет распространение окиси кобальта в под глазурной росписи фарфора и фаянса с последующим обжигом. Все другие краски при высокой температуре " выгорают ". Поэтому традиционная роспись " синим по белому ", по которой легко узнаются классические фарфоровые изделия Китая эпох Сун и Мин , делфтские фаянсы . изделия Гжели, возникла не из эстетических соображений, а по технологической необходимости. В середине XVI в. кобальт стали использовать в живописи в виде шмальты ( порошка синего кобальтового стекла ). Но эта краска не получила распространения из-за слабой кроющей способности и непластичности. Сплав окислов кобальта с песком и поташем называют так же, как и железистую синюю краску. — "берлинской лазурью" . В 1804 г. разработана синяя кобальтовая краска. а затем зеленая и фиолетовая для масляной живописи .
ЛАЗУРИТ, ЛЯПИС-ЛАЗУРЬ ( лат. lapis — "камень" ) — минерал сложного состава, включающий окиси кремния, натрия, кальция, слюду . В Древнем Египте из лазурита делали бусы. амулеты . изображения скарабеев . Непрозрачный темно - синий минерал, часто с крапинками белого кальцита или желтыми блестками пирита . напоминающими золотые искорки, привозили из Горного Бадахшана ( Афганистан ). Упоминания о том, что лазурит привозили в Египет и Рим из Персии, вероятнее всего, связаны с тем, что бадахшанский камень везли в другие страны персидские торговцы. Посредниками в торговле ляпис-лазурью были также скифы. Поэтому античные писатели именуют этот минерал " скифским кианом " ( греч. kyanos — "синь" ). Плиний Старший называл этот же камень сапфиром . " Сапфиры тоже лазурные, и редко когда они с пурпуром. ", в них " золото сверкает точками ". Теперь сапфиром именуется прозрачно-синяя разновидность корунда . Средневековая форма названия " ляпис-лазурь " произошла от арабского слова lazavard . которым на Востоке именовали " синеву неба ". В современной минералогии ляпис-лазурь отличают от лазулита ( греч. lithos — "камень" ) — фосфата магния, железа и алюминия. " Немецкая ", или " швейцарская ляпис-лазурь " — яшма . которой искусственным образом придана пятнистая окраска, напоминающая золотистые блестки настоящей ляпис-лазури. Измельченную ляпис-лазурь применяли в качестве пигмента в западноевропейской живописи и в древнерусской иконописи . в иллюминировании манускриптов . но реже других синих красок из-за ее дороговизны. Лазурит добывают также на Памире, в Сибири, на р. Витим и у южной оконечности о. Байкал. Другие месторождения — в Бирме . Южной Америке, Италии и в Калифорнии. Лазурит хорошо полируется . поэтому его используют в ювелирном искусстве . В Китае из ляпис-лазури делают краску для росписи фарфора . В буддизме лазурит почитается как одна из " семи драгоценных вещей ". В Византии из этого камня делали тессе?ры — кубики для мозаики . В России в XIX в. байкальский лазурит использовали для "русской мозаики" — облицовки декоративных ваз тонкими пластинками этого дорогого камня. В Исаакиевском соборе в Петербурге две центральные колонны иконостаса облицованы лазуритом. Архитектор собора О. Монферран распорядился заменить колонны, облицованные байкальским камнем, другими, облицованными бадахшанским лазуритом, более темного оттенка.
УЛЬТРАМАРИ?Н ( нем. Ultramarin, от лат. Ultra — "сверх, более" и marinus — "морской" ) — группа красок. пигментов натурального и искусственного происхождения. Наиболее известная краска этой группы — синяя . особенно насыщенного тона. отсюда название ( "особенно синяя", "цвета моря" ). Натуральный ультрамарин состоит из серы . находящейся в коллоидном состоянии ( это и обусловливает насыщенность цвета ), а также из кремнезема, извести . глинозема, железа . натрия. В зависимости от количественного соотношения компонентов возникает широкая шкала цветовых оттенков: от светло-голубого до темно-фиолетового. Натуральный ультрамарин стали использовать в западноевропейской масляной живописи сравнительно поздно, на рубеже XIV—XV вв. Пигмент получали измельчением и очищением лазурита . или ляпис-лазури, — синего минерала . который привозили в Европу из Китая и Средней Азии . Краска была очень дорогой, к тому же сложной в употреблении. Недаром многие картины XV—XVI вв. заказчики оплачивали не только по количеству изображенных фигур, но также ( отдельной платой ) за количество использованного художником ультрамарина. Краску называли " лазоревым ", или " ультрамариновым ", камнем ( нем. Lasursteinblau; франц. outremer Lapis ). C 1820-х гг. во Франции с целью удешевления синей краски стали приготовлять искусственные ультрамарины. Наиболее известный рецепт: пережигание каолина . глауберовой соли, соды, серы и угля. После обжига без доступа воздуха получают яркую зеленую краску : зеленый ультрамарин. Если такой пигмент снова подвергнуть обжигу ( на этот раз с доступом воздуха и добавлением серы ), то получается синий ультрамарин. Более светлые, голубые оттенки возникают, если в подобную смесь добавить гипс . мел или белую глину . Искусственный ультрамарин хуже натурального, но дешев и удобен в соединении с маслами и растворителями. Известен и желтый ультрамарин ( противоречивость названия не принимается во внимание ). Его получают из хромовокислого бария. Такая краска дает светло-желтый. лимонный тон . более светлый, чем цинковая желтая .
Комментариев нет:
Отправить комментарий